Хёндай - сам

Причины неработающего тахометра

Спидометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает спидометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, которые помогут выяснить, почему перестал работать тахометр, дергается стрелка или ведет себя некорректно.

Классификация по принципу работы

  • Спидометры механические или электромеханические с прямым приводом. Обороты передаются стрелке посредством гибкого вала, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от вала двигателя или от одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основан на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного спидометра чрезвычайно схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных автомобилях такая конструкция спидометра не используется.
  • Электрическая машина. Отличительная особенность - подключение к генератору. В основном используется на дизельных двигателях, но с целью унификации такое устройство может применяться и на бензиновых двигателях.
  • Электронный. Сигнал может быть получен как от системы зажигания, так и напрямую от ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромобиля и электронные спидометры:

  • конвертер единиц измерения или сигналов. Он может быть основан на элементах аналоговых схем или построен на специальных микросхемах;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных спидометров основана на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, захваченных ЭБУ, системой зажигания или генератором, в «понятный» сигнал для блока индикации.

Схема подключения

Ища, почему не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существует 3 типовых схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основан на измерении частоты перенапряжений в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без акцента на количестве оборотов коленчатого вала, поэтому частота зажигания напрямую зависит от частоты вращения коленчатого вала. В 4-цилиндровых двигателях внутреннего сгорания один полный оборот коленчатого вала соответствует 2 импульсам напряжения в первичной цепи. Следовательно, чем выше частота вращения вала двигателя, тем выше частота перенапряжений;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения аналогичны БСЗ, но устройство измерительного блока будет отличаться в зависимости от напряжения входной цепи;
  • подключение к блоку управления двигателем. Принцип работы по-прежнему основан на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал на спидометр поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт спидометра подключен к клемме W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора всегда будет пропорциональна скорости вращения коленчатого вала. Изменение числа оборотов вала двигателя можно рассчитать, постоянно измеряя ЭДС, создаваемую на обмотке. По принципу действия спидометр электромобиля напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестает работать механический тахометр, происходит механическое повреждение любого из элементов конструкции. Обрыв троса гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появление люфта, деформации - все эти причины могут вывести из строя индикатор оборотов двигателя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность проводки. В этом случае важно проверить не только сигнальный кабель, но и «массу», питание панели приборов;
  • качество контакта Наличие оксидов, неплотный контакт внутри стружки может стать причиной выхода из строя спидометра;
  • целостность элементов измерительного блока, которые расположены за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, истощения микросхем, следов или вздутия резисторов наиболее частой причиной неработающего спидометра является нарушение целостности припоя. Например, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах сварки элементов спидометра - общепризнанное заболевание.

На автомобилях со схемой подключения генератора неработающий спидометр может указывать на неисправность генератора. В этом случае выход из строя сопровождается включением индикатора разряда батареи, спорадическим включением на панели приборов «гирлянды» сигнальных ламп.

В некоторых конструкциях изменение линейного сопротивления высоковольтных кабелей может изменить точность показаний индикации скорости двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками вам понадобится универсальный измерительный прибор. Если вы умеете пользоваться мультиметром, то легко сможете проверить питание, массу и прозвонить сигнальный провод на обрыв цепи.мультиметр инструкция

Питание проверяется в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерения до 20 В. «Минус» постоянен, «больше» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном кабеле должны появляться при вращении вала двигателя. Чтобы искать обрыв, мультиметр нужно перевести в режим измерения сопротивления - омметр. Иногда, чтобы обнаружить плохой контакт, достаточно переместить разъем или жгут, где проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

машина с генераторомПроблема суженной стрелы наиболее известна владельцам ГАЗ 3110 Волга. Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 года и оборудованных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, в котором зарядный ток регулируется подачей переменного напряжения на обмотку возбуждения, приводит к щелчку стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за неплотного натяжения ремня генератора, но в большинстве случаев можно отремонтировать тахометр на Волге, заменив приборную панель и изменив схему подключения.

Отзывы
Нет комментариев
Имя
E-mail (не обязательно)
Оценка
Сообщение