Поиск, почему не работает вентилятор печки, следует начинать с изучения принципа работы отопителя салона автомобиля и схемы включения электродвигателя. Рассмотрим основные методы устранения неисправности печки.
При отсутствии понимания основных электрических терминов и представления о более простых методах диагностики лучше не начинать самостоятельно устранять неисправности электроприборов.
проверить, поступает ли питание на разъем мотора печки, можно и с помощью обычного регулятора. Но если мы говорим о полноценной диагностике и ищем более сложные неисправности, то вам понадобится мультиметр. Если вы умеете пользоваться мультиметром, то легко сможете проверить клеммы разъема на наличие питания, определить сопротивление, что поможет найти обрыв проводки или выявить неисправность резистора. Также проверка проводов в режиме измерения сопротивления может помочь найти короткое замыкание.
осциллограф необходим для проверки контроллеров ШИМ в системах с электронным управлением скоростью вентилятора печки. Тратить значительную сумму денег на приобретение данного диагностического прибора для ремонта печки - отнюдь не разумное решение. Если вы используете все методы диагностики, описанные ниже и показанные на видео, а причина все еще не найдена, рекомендуем обратиться к профессиональному электрику.
Основная причина:
Если предохранитель исправен, для проверки работоспособности вентилятора необходимо получить доступ к его разъему питания. Двигатель печки может располагаться как в салоне под панелью приборов, так и в моторном отсеке со стороны салона за моторным щитом. Информацию о том, где находится вентилятор отопителя и как туда добраться, можно найти в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобиля. Там же вы найдете схему включения вентилятора.
Изучив схему, определите, на каком из контактов разъема, подходящего для электродвигателя, должен появиться «+» после включения первой скорости вентилятора. Вставьте в этот штырь один из управляющих контактов, второй замкните на массу, включите зажигание и поверните переключатель вентилятора печки в любое из положений. Если контрольная лампа загорается, проблема в электродвигателе. Если на разъем не дошло питание, то нужно поискать обрыв проводки в цепи, идущей к выключателю отопителя.
Для замены щеток рабочее колесо необходимо вынуть из корпуса двигателя (обычно удерживая на месте с помощью защелок). Если вы не можете найти щетки в каталоге автозапчастей, снимите старые щетки и выберите похожие по размеру. При необходимости медно-графитовые щетки можно подпилить напильником. Для пайки щеток вам понадобится паяльник, канифоль и немного припоя. Перед установкой электродвигателя очистите внутреннюю часть от остатков износа от предыдущих щеток.
Если вентилятор при работе издавал излишний скрип или шум, рекомендуется смазать втулки литолом. Нанесите небольшое количество смазки на конец втулки и нагрейте, чтобы она стекала внутрь. Если вентилятор работал тихо, то смазывать втулки вообще не рекомендуется. Смазка улавливает пыль, которая в конечном итоге превращает ее в абразивную пасту.
Рекомендуем посмотреть видео, в котором подробно описан процесс устранения неисправностей вентилятора печки и замены щеток.
Неисправность дополнительного резистора. Режим максимальной скорости вращения имеет так называемое прямое соединение, поэтому можно сделать вывод, что цепь управления и сам электродвигатель находятся в хорошем состоянии. Схема с добавочным резистором применяется на большинстве автомобилей. Но также скорость вращения электродвигателя нагревателя можно контролировать с помощью сигнала ШИМ.
Дополнительное сопротивление можно проверить мультиметром. Для этого достаточно измерить сопротивление на выводах резистора и сравнить показания с эталонными значениями для своего автомобиля. Обратите внимание на термопредохранитель, который может перегореть при коротком замыкании; Нередки случаи распайки элемента из-за чрезмерного нагрева сопротивления. Вы можете найти аналогичный резистор в магазине радиодеталей. На видео ниже показан процесс обслуживания неразборного мотора печки. Единственное, чего мы не можем рекомендовать, так это избавиться от термопредохранителя!
Проблема может заключаться в контактах электрической цепи управления, датчике температуры воздуха в салоне, датчике положения воздушной заслонки или электронном блоке автоматического управления обогревателем (ACS).